...Хочется поделиться мыслями, рассказать о былом...
Меню сайта
Содержание:

Православная вера и родной край



03. Село Гонобилово. Приход храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
Из всех близлежащих сёл и деревень моего детства Гонобилово было наиболее посещаемым селением. Туда мы бегали просто поиграться, посмотреть на других людей, побывать у родных или просто близко знакомых. Позднее, уже в послевоенные годы, туда ходили, чтобы посмотреть кино. Здесь, в здании ещё не до конца разрушенной церкви, было устроено нечто вроде клуба. Высокая белёная стена храма использовалась вместо киношного экрана. Сидели на грубо сколоченных деревянных скамейках, или просто на земляном полу. Всё это вызывало у верующих великое возмущение: ведь в их понимании это было невообразимым богохульством.
Позже клуб из церкви убрали, но продолжали использовать с разными другими хозяйственными целями.
Обращусь опять к той же книге, чтобы описать историю и села, и храма – весьма интересные и с краеведческой, и религиозной точек зрения.
«…Село Гонобилово, или Конобилово, находится в пяти километрах к востоку от села Мошок. В XYI – XYIII столетиях село Гонобилово входило в состав громадной вотчины князей Воротынских, центром которой было село Мошок. По преданию, церковь была построена на том месте, где князь Димитрий – Лонгин Михайлович Воротынский во время охоты упал с коня и насмерть разбился (1584 г ). Достоверность этого предания подтверждается тем, что во время ремонта бывшей здесь деревянной церкви под стеной был найден надгробный памятник с надписью: «На сем месте преставился раб Божий Димитрий Михайлович Воротынский». Старожилы до сих пор хранят память о событии 400-летней давности – как князь при падении с лошади «убился до смерти».
При этом село называют не Гонобилово, а Конобилово (сравните: Конь-убил-ево ). Помнят и то, что храм был построен в связи с этим событием.
В 1606 году останки князя были перенесены в усыпальницу князей Воротынских, которая находилась в Успенском соборе Кирило-Белозерского монастыря.
Первые документальные сведения о Гонобиловской церкви содержатся в писцовых книгах Муромского уезда 1627-1629 годов, поскольку раньше Гонобилово относилось к Рязанско-Муромской епархии. По этим книгам в Гонобилове значилась церковь великомученика Димитрия Солунского с приделом святого мученика Лонгина-сотника – «строение вотчинниково».
В храме были иконы древнего письма – «Неопалимая купина» и образ великомученика Димитрия Солунского. По преданию, это был вклад князей Воротынских. На цветной триоди, принадлежавшей этому храму, сохранилась надпись: «Книга сия села Гонобилова церкви святаго великомученика Димитрия Солунскаго прикладу … Михайловича Воротынскаго Христорождественскаго прихода того … подписал … по указу Преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго и Муромскаго по памяти Духовнаго приказу Муромскаго уезду Борисоглебскаго монастыря архимандрита Авраамия в 7191 году (1683) декабря в 9 день».
Деревянная церковь великомученика Димитрия Солунского простояла в Гонобилово до середины ХIX века. В 1854 году на средства Григория Ивановича Попова, крестьянина деревни Пичугино Меленковского уезда, вместо неё был построен каменный храм с колокольней. Храмовый престол был освящён в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», а престолы в тёплых его приделах – во имя святого великомученика Димитрия Солунского и святителя Григория Неокессарийского (по-видимому небесного покровителя Григория Попова). Для строительства был использован белый камень; южный и северный фронтоны поддерживались колоннами.
Своего причта при храме не было. Богослужения и требы совершались причтом Богословского храма села Замаричья.
Приход состоял: село Гонобилово, деревни Лыткино, Шустово, Першино, Максимовка. В них проживало жителей – 178 муж. и 186 жен. пола.
По воспоминаниям жителей села, в Гонобилово были ещё две часовенки.
После революции, в 1932 году священники, служившие в Богословском храме села Замаричье, которые обслуживали Гонобиловский приход, были арестованы. Скорее всего, в это время и прекратились богослужения в Гонобиловском храме. По воспоминаниям старожилов, храм стоял на берегу пруда. Около церкви (или внутри) бил ключ. Он был уничтожен. После закрытия храма началось сжигание икон.
Сначала храм использовался под клуб, затем там был и сельсовет, и медпункт, и зернохранилище. Уже в полуразрушенном храме ремонтировали трактора, какое-то время там стояла электростанция, которая подавала свет в сельские дома.
В конце концов здание храма разобрали на кирпич и срыли до основания. Часть жителей брала храмовые камни для фундаментов своих сараев и погребов. Некоторые члены семей тех, кто участвовал в разрушении святыни, по словам односельчан, плохо кончили, был даже случай самоубийства.
В 1998 году жителями села Гонобилова на месте уничтоженного храма был установлен памятный поклонный крест и отслужена панихида…»

Такая вот печальная история Гонобиловского храма. Сейчас по всему Судогодскому району, как и в большинстве районов России, идёт движение за восстановление ранее разрушенных храмов, а так же возводятся новые - там, где их доселе не было.
Одним из примеров тому является история храма в селе Мошок.

(10.04.2007) | Автор: Владимир

Из своей жизни

Судогодский край

Православная вера