02. Село Замаричье. Приход храма Святого Апостола Иоанна Богослова.
«…Село Замаричье стоит на высоком берегу почти высохшей речки Марсы. До Мошка отсюда примерно двенадцать километров. По царской грамоте это место с ХYI в. принадлежало князьям Воротынским. В деревнях, окружающих Замаричье, помимо дворов крестьянских, были ещё и боярские дворы. В писцовых книгах Муромского уезда 1628-1630 годов в селе Замаричье значилась деревянная церковь Иоанна Богослова и при ней другая, тёплая церковь во имя Николая Чудотворца. Судьба Никольской церкви осталась неизвестной. Можно полагать, что деревянный храм был построен ещё при князе Иване Михайловиче Воротынском (ум.1627 г.) в честь его небесного покровителя апостола Иоанна Богослова. Храм с колокольней был обнесён деревянной оградой. Перед революцией на месте современного пос.Красный Куст был Богословский стекольный завод, названный так в память Иоанна Богослова, как и главный престол ближайшего храма в Замаричье. Церковь Иоанна Богослова просуществовала до 1714 года, когда была построена новая церковь и освящена по благословению митрополита Рязанского Стефана (в то время храм входил в состав рязанской епархии). Новый, каменный храм в Замаричье строили в течение восьми лет(1889-1896 гг.). В нём освятили два престола: главный – в холодном храме – во имя св. апостола Иоанна Богослова, а в тёплой трапезной церкви – во имя святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятница. Храм был расписан. Кое-какие изображения святых сохранились и до наших дней. В церкви хранилось напрестольное евангелие 1640 года с надписью: «лета 7149 (1641) декабря 20 день дал в дом Евангелиста Иоанна Богослова сию книгу вотчины князя Алексея Ивановича Воротынского в село Замаричье человек его Максим Дмитриев сын Лобанов по своих родителях». В конце XIX в. приход храма Иоанна Богослова состоял из жителей села Замаричье и деревень Демухино, Мамоново, Форино, Останково, Синицыно, Федосово, Вежки, Павловка и Сеньково. Богослужения в храме прекратились в связи с арестами в 1932 году служивших в нём священников Ивана Николаевича Снигирёва, Ивана Михайловича Табакова и псаломщика Василия Машкова. В советские времена храм использовался для хозяйственных и промышленных нужд. Ныне на месте Замаричья жилых построек не осталось»… Вот такие грустные сведения получил я из этой книги. Во времена моего Останковского детства село Замаричье ещё существовало, но большого значения оно для жителей моей деревни не имело. Вот только лишь стояло оно на более коротком пути в Андреево, а поэтому и память о нём у меня осталась в этой связи. Более значимыми для останковских жителей было другое, мошенское направление. Во-первых потому, что в двух километрах от Останкова было полусело-полудеревня Гонобилово, а в нём сельсовет – первая и самая необходимая составляющая советской власти. Туда обращались и за правдой, и за судом. А ещё далее - через пять километров – большое торговое село Мошок. Это уже ближайшее окно в большой мир. Тут трижды в год проходили ярмарки, для деревенского быта события архи важные. Отсюда вели истоки пути: в одну сторону – в Муром, в другую – во Владимир.
|
(10.04.2007)
| Автор: Владимир
|
|