...Хочется поделиться мыслями, рассказать о былом...
Меню сайта
Содержание:

Православная вера и родной край



04. Село Мошок. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы.
С этим селом у меня связано много воспоминаний. И в раннем детстве, и в более взрослые годы я часто посещал его. Там жили мои родственники, как по линии матери, так и по отцовской. Старший брат моего отца – Василий Иванович имел там дом, в котором жила его многочисленная семья: жена тётя Наташа и сыновья, а, следовательно, мои двоюродные братья – Анатолий, Виктор, Геннадий, Вячеслав, Евгений и Адолий. На моей памяти жила там ещё старенькая бабушка, мать тёти Наташи, но она вскоре после окончания войны умерла. Скончался от тифа в 1946 году и сам дядя Вася, крепкий и сильный человек. Его смерть была неожиданной и глубоко всех тронула. У Василия Ивановича была «броня» от призыва в действующую армию во время Отечественной войны. Поэтому он все военные годы был дома, занимался какими-то важными хозяйственными делами в районе. Часто бывал у нас в Андреево и в Останково, очень много помогал всем нам в эти трудные годы. У меня сохранились очень тёплые воспоминания об этом человеке.
Хотя дядя Вася и не был призван на фронты Отечественной, зато его старшие сыновья Анатолий, Виктор и Геннадий отвоевали по полной программе. Самый старший – Анатолий, погиб под Курском. Виктор и Геннадий вернулись, сейчас они живут в других городах. Иногда приезжают в село Мошок, чтобы поклониться родному дому (там уже другие люди живут), посетить родные могилы на сельском кладбище, возложить цветы к мемориальному обелиску с памятной доской, на которой перечислены все жители села, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. Есть там и имя нашего брата – Шибаев Анатолий Васильевич.
Но всего больше меня связывала дружба с самым младшим из этих братьев – Адолием. Мы с ним фактически ровесники. Он всего на неделю старше меня. В детстве мы часто жили у нашей тёти Катерины, «крёстной», в Останкове. Он по натуре был очень весёлый, с хорошим чувством юмора. Шутник, балагур. Любитель розыгрышей. Большой выдумщик разных игр и поделок. Очень хорошо рисовал, мастерил всевозможные игрушки. Мне с ним было всегда интересно общаться и поэтому при каждом удобном случае я старался побывать в Мошке. Он умер после продолжительной и тяжёлой болезни (рак кишечника) в 1995 году, ему не было даже шестидесяти лет.
Кроме этой семьи жила в военные и послевоенные годы в Мошке, тоже немалая, семья моей тёти по линии матери – Анастасии Павловны. Её муж, дядя Андрей, сгинул в военной пучине, оставив ей многочисленное семейство: четверо дочерей и двоих сыновей. Тётя Настя – сильная, волевая натура, не растерялась в эти трудные годы, сумела поднять своих малолетних детей. Много трудилась сама и детей приучила к тяжёлому сельскому труду.
Пока они жили в Мошке, а это были военные и первые послевоенные годы, я всегда старался побывать у них в гостях.
Село Мошок в моём детском восприятии всегда представлялось большим, значительным поселением, меня всегда тянуло туда; там было много интересного, занимательного.
Вероятно, там витала какая-то особая аура, и я своей детской душёнкой ощущал это с особой силой. И до сих пор, вот мне уже под семьдесят, чувствую в себе эту притягательную силу.
Так, что же это за село такое?
Опять обращусь к той же самой книге – «Судогодское благочиние»

«Село Мошок расположено на Муромской дороге в 35 км от Судогды. Своё название село получило от болотистой, мшистой почвы, на которой оно стоит. Отсутствие поблизости реки заставило жителей села рыть пруды. Когда-то их было десять, причём каждый пруд имел своё название и назначение: например, Спасский использовался для малого и великого освящения воды. Другие пруды назывались Большой, Чёрный, Церковный и т.д.
В XYI-XYIII столетиях село Мошок было центром громадной вотчины князей Воротынских. Князья Воротынские – потомки Рюриковичей, перешедшие в 1484 году в подданство Москвы и на протяжении нескольких столетий верно ей служившие.
Один из древнейших представителей этого рода – святой князь-мученик Михаил Черниговский, в 1244 году был замучен в Орде за отказ поклониться идолам. Его потомок князь Михайло (ум.1573 г) был приближённым к царю Ивану IY и имел высокий титул «государева слуги». Имел много военных заслуг: первым вошёл с дружиной в Казань в 1552 году, не раз спасал Москву от набегов крымских татар (в 1559 и 1572 годах), разработал целую систему оборонных сооружений южных границ Московского княжества.
В Новгороде Великом на памятнике, посвящённом 1000-летию России, есть и его изображение.
Князь Михайло Воротынский вместе с братьями Александром и Владимиром в бассейне реки Оки (теперешняя Калужская область) основал несколько монастырей.
В 1573 году по обвинению в колдовстве и злом умысле против Ивана Грозного князь был схвачен и подвергся жестоким пыткам, в которых участвовал сам царь. Н.М.Карамзин так описывает его мученическую кончину: «Князь Михаил Воротынский … был предан на смертную муку, обвиняемый рабом его в чародействе, в тайных свиданиях с злыми ведьмами и в умысле извести Царя. Донос обыкновенный в сие время и всегда угодный тирану! Мужа Славы и доблести привели к Царю окованного… Героя связанного положили на древо между двумя огнями; жгли, мучили. Уверяют, что сам Иоанн кровавым жезлом своим пригребал пылающие уголья к телу страдальца. Изоженнаго, едва дышащего взяли и повезли Воротынского на Белоозеро. Он скончался в пути». (История государства Российского, т.9, гл. 4, стр.114 )
Князь Михайло скончался в Кашине и там же был погребён. В 1606 году прах его перевезли в родовую усыпальницу, в Кирилло-Белозерский монастырь, где нашли покой ещё семь представителей этого славного рода.
Земли вокруг Мошка по жалованной царской грамоте князь Михайло Иванович Воротынский получил во владение после успешного Казанского похода и взятии Казани в 1552 году. В селе стоял деревянный княжеский дворец. Население вотчины составляло 6000 душ мужского пола. Мошок был населён почти исключительно дворней, обслуживающей вотчинников (45 домов дворовых людей самых разных профессий ).
В писцовых книгах Муромского уезда 1627-1630 годов село Мошок ещё значилось старинной вотчиной внука князя Михайла князя Алексея Ивановича Воротынского (ум.1642г.)
В 1679 году скончался последний представитель славного княжеского рода Иван Воротынский. Княжеские вотчины не перешли по женской линии к княгине Анастасии Воротынской, а отошли в казну…
В селе стояла «без пения» (службы в ней не совершались) старая и уже ветхая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена на средства вотчинников. Вместо неё построили новую восьмипрестольную двухэтажную деревянную церковь, тоже Успенскую.
Внизу было четыре придела: Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, блаженного Алексия человека Божия, святого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Вверху было также четыре придела: великомученицы Екатерины, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Димитрия Солунского и святого Иоанна Предтечи. Этот храм был домовой церковью князей Воротынских. Судя по данным писцовых книг, мошокский храм был самым обширным и богато украшенным в округе. Кроме него была в Мошке и приходская церковь во имя апостола Иоанна Богослова.
В 1802 году был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (с двумя тёплыми приделами в честь иконы Казанской Божьей Матери и апостола Иоанна Богослова). Крупную сумму (500 руб) на строительство храма пожертвовал помещик и стеклозаводчик Иван Небольсин. Родовое поместье Небольсиных было в деревне Озяблицы.
Стены в холодном Казанском храме были расписаны по благословению Преосвященного Феофана, епископа Владимирского (будущего святителя Феофана Вышинского) крестьянином села Боголюбова.
Слева от царских врат был образ Казанской Божией Матери – дар князя Ивана Михайловича Воротынского ( ум.1627 г.), принесённый им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 году. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села.
Из почитаемых икон следует ещё отметить Боголюбскую икону Божией Матери – список с первоначального образа. История её такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих людей в село Боголюбово, чтобы они сделали список с чудотворной иконы. После этого губительная болезнь отступила. С тех пор день 18 июня / 1 июля особо торжественно отмечался крестным ходом с этой иконой вокруг села с чтением акафиста.
В храме были иконы греческого письма с изображением святых князей, почитаемых во владимирской земле: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, святого мученика Авраамия Болгарского и др., а также два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. На одном из них сохранился фрагмент надписи: «князь Александр Иванович Воротынский Муромского уезду… Пречистой Богородицы Казанской … приложил».
Из богослужебных книг в храме хранились две рукописные Минеи – вклад князя Ивана Михайловича, написанные, по преданию, его рукой в XYI веке. Одна из книг имела надпись: «…книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Воротынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку…».
В XIX веке в приход входили: село Мошок и деревни Новая, Дятлово, Горячево, Игнатьево, Пищальниково, Пивоварово, Карево, Баркино, Колычёво, Мостищи, Березово, Маньково, Поздняково, Поросятьево, Лантрево, Озяблицы, Кубаево, Колодники.
Во всех этих поселениях числилось 1540 душ муж. и 1837 – жен. пола.
В середине XIX века в Мошке было 156 дворов, действовала женская церковно-приходская школа. Во многих деревнях, входивших в Мошокский приход, были деревянные часовни, неизвестно когда построенные.
В деревне Кубаево была церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В XIX веке церковь разобрали и построили деревянную часовню, в которой хранилась икона Казанской Божией Матери древнего письма. День празднования в её честь 8 / 21 июля отмечался как храмовый праздник.
В деревне Горячево была деревянная часовня. Крестьянами особо отмечался день 18 / 31 августа – память святых мучеников Флора и Лавра.
В деревне Карево существовала часовня с древней иконой святителя и чудотворца Николая ( память его 9 / 22 мая ).
В деревне Колычёво тоже была часовня. Здесь отмечали Десятую Пятницу после Пасхи в честь мученицы Параскевы.
В деревне Новая деревянную часовню на каменном фундаменте построил купец из Бугуруслана. В часовне были старинные иконы: Печерской Божией Матери, Боголюбской и мучеников Флора и Лавра. В память избавления по молитве от моровой язвы в деревне особо чтили Боголюбскую икону Божией Матери. Сугубо деревенским считался и праздник в честь апостолов Петра и Павла.
В деревне Пивоварово была часовня с очень древней иконой святой мученицы Параскевы. Праздник в деревне приходился также на Десятую Пятницу после Пасхи.
Часовня в деревне Пищальниково славилась древнего письма иконой Казанской Божией Матери очень больших размеров. По преданию эта икона была принесена одной благочестивой девицей из Казани одновременно с запрестольной иконой Казанской Божией Матери для Мошокского храма.
После революции жизнь Успенского прихода стала разрушаться. В 1929 году был арестован священник Василий Петрович Анисимов, а в 1937 году священники Василий Иванович Берстнев, Аркадий Степанович Невский и псаломщик Александр Васильевич Герасимов.
В 1937 году церковь закрыли. Были сброшены колокола и сожжены иконы.Часть из них кощунственно была использована для настила пола в сельском клубе. Вначале храм просто стоял запертым, но в 1950 году здесь разместилась МТС. В алтарной части разместили кузницу, везде поставили токарные и слесарные станки. Начиная с 1957 года в здании храма находился гараж.
А в 1960 году полуразрушенную и осквернённую церковь местная власть хотела взорвать. Но жители села выступили против администрации, и Господь помог им отстоять поруганную святыню. В 1980 году в качестве памятника начала XIX века Успенский храм был отремонтирован: снаружи его побелили, вставили окна и т.д.
Наконец, в 1990 году усилиями сельчан и священника из села Ликино о.Василия Плескуна храм был вновь открыт. Первая литургия была совершена на Пасху в 1991 году
В настоящее время богослужения совершаются регулярно.
При Успенском храме села Мошок с 1997 года работает воскресная детская школа, которую посещают около 20 детей.»
Летом 2005 года мне посчастливилось побывать, правда проездом, в селе Мошок. Своими глазами увидел я обновлённую церковь. И не мог в душе своей не возрадоваться за торжество веры православной на родной земле, возгордиться земляками своими, отстоявших и из руин поднявших столь дорогой для каждого храм, который опять, как и прежде, издалека светит маяком каждому, кто приближается к селу, с какой бы стороны он не подходил.
(10.04.2007) | Автор: Владимир

Из своей жизни

Судогодский край

Православная вера