...Хочется поделиться мыслями, рассказать о былом...
Меню сайта
Содержание:

Православная вера и родной край



08. Село Языково. Приход храма Святителя и Чудотворца Николая
С зтим селом связаны мои воспоминания ранних школьных лет разве только с двумя обстоятельствами: там моя тётушка Евдокия Павловна, сестра моей мамы, учительствовала, была заведующей начальной школы. Село Языково находилось в четырёх километрах на северо-восток от нашего посёлка и мы с моим двоюродным братом Минькой иногда бегали туда в гости к тёте Дусе. Она в ту пору была молодая, красивая дама и нам было лестно иметь такую известную на селе тётушку. Я тогда и думать не думал, что в здании школы, где работала Евдокия Павловна, когда-то была церковно-приходская школа.
Ну, а другая причина, по которой мы, поселковая ребятня, бегали в это село, была более романтичная и захватывающая. Дело в том, что рядом с селом, на большом пустынном поле располагался артиллерийский полигон одной из частей Владимирского гарнизона. Раз в году, летом, туда прибывали военные с пушками-семидесятипятимиллиметровками, разбивали палаточный городок и проводили свои учения с боевыми стрельбами. Такое событие не могло быть оставлено без внимания поселковых пацанов. Во время проведения стрельб полигон был оцеплен, проход туда был закрыт, но разве это могло быть препятствием для мальчишни, знавших все ходы-выходы в окружающем лесу? Под звуки артиллерийской канонады мы пробирались чуть ли не под самые мишени и с замиранием сердца следили за этим захватывающим зрелищем. Когда родители узнавали об этих наших проделках, нагоняй от них был обеспечен.
Вот, пожалуй, и всё, что связывало меня в ту ранюю, мальчишескую пору с этим селом. Так уж получилось, что самым известным, любимым и посещаемым направлением для меня было южное направление. Тут находились отличные леса знаменитой Кубаевской дачи, взращённые Карлом Францевичем Тюрмером. Леса эти были богаты ягодами, грибами, орехами; через эти леса пролегали тропки-дорожки, по которым мы общались с родной Останковской стороной.
И не удивительно, что история церкви, которая находилась в этом селе, до последнего времени мне была неизвестна. Но, прочитав книгу «Судогодское благочиние…», я узнал о судьбе языковского храма. Вот она.
«…Храм в Языково существовал уже в начале XYII столетия. В патриарших окладных книгах была записана «церковь великого чудотворца Николы в селе Языкове в вотчине Карпа Навалкина».
Из записей в писцовых книгах 1643 года следует, что село Языково было старинной вотчиной Степана Петровича Навалкина. В селе была холодная церковь Николая Чудотворца и тёплая церковь святой мученицы Параскевы – обе деревянные, построенные на средства вотчинников.
В 1648 году Языково значилось в вотчине постельничего Михаила Алексеевича Ртищева, а в 1653 году – в вотчине митрополита Крутицкого, а затем в вотчине митрополита Сарского и Подонского.
Согласно сохранившейся описи 1702 года храм в селе Языкове был богат иконами старого письма. Причём эти иконы, как правило, с житийными клеймами, обложенные басманными, серебряными (при этом золочёными) окладами. В это время это был уже один храм во имя святителя и чудотворца Николая с тёплым приделом в честь мученицы Параскевы с трёхярусным иконостасом. В середине XYIII столетия храм был перестроен и заново освящён в 1757 году.
Приход состоял: село Языково, деревни Жарцы и Радилово, а так же из семей крестьян, работавших на Болотском бутылочно-стекольном заводе.
После революции и Никольский храм, и приписанный к нему Преображенский храм в селе Брыкине были закрыты, а служившие в них священники арестованы – Павел Никитович Янов в 1932 г., Дмитрий Георгиевич Левкоев в 1936 г., Василий Иванович Третьяков в 1937 г.
Никольский храм в с.Языкове в советское время был взят «под охрану государством» как памятник деревянного зодчества. Однако, памятник не охранялся, не ремонтировался и постепенно разрушался. Никто не воспрепятствовал колхозу использовать храм под склад.
В настоящее время здание доживает свои последние дни.
(10.04.2007) | Автор: Владимир

Из своей жизни

Судогодский край

Православная вера